поддержка

Департамент образования
города Москвы

Биологического факультета
МГУ имени М.В.Ломоносова

Почему мы наряжаем ёлку под Новый год

Традиции разных народов

По-видимому, обычай наряжать деревья к различным праздникам относится ещё ко временам друидов, которые поклонялись отдельным «тотемным» деревьям. Культы друидов были распространены довольно широко – от Западной Европы до Кавказа и древней территории Ирана. Какие-то из деревьев давали человеку съедобные плоды (настоящий каштан, грецкий орех, маслина, лесной орех – лещина). В Греции даже описан обычай, по которому отец мог завещать сыновьям отдельные ветви грецкого ореха для сбора плодов.

Другие деревья удостоились поклонения за то, что они дают пищу лесным животным. У древних германцев и славян был почитаем дуб, который давал пищу диким кабанам. А от успехов на охоте зависело – сытно ли проживут люди в текущем году.

Иногда поклонению удостаивались деревья, дающие ценные материалы – например, тис, который давал очень красивое красное дерево, и, кроме того, использовался для изготовления боевых и охотничьих луков. От благополучия тиса зависело, смогут ли люди противостоять соседним племенам и смогут ли удачно охотиться.

Как отголосок прошлого в Грузии до сих пор сохранился обычай украшать дом под Новый год веточкой лесного ореха (лещины). Но не просто веточкой – из древесины нужно было сделать тонкие курчавые стружки, свисающие с верхушки обструганной ветки. Такие ветви назывались «чичилаки».


Ветка лещины со свисающей стружкой – «чичилаки» – на современном предновогоднем рынке в Грузии

С приходом в Грузию христианства традиция украшать дома на Новый год «чичилаки» преобразилась – на верхушке появился православный крест, а украшения стали делать к Рождеству. В современной Грузии даже есть «гибрид» местной и европейской традиции – на европейскую ёлку сверху надевают длинные стружки грузинской «чичилаки».

Первая ёлка в Европе

В друидических племенах Европы по-видимому поклонялись тису (очень долговечному и ядовитому хвойному дереву). Поскольку во времена Средневековья тис активно уничтожали для производства боевых луков, а церковь запрещала новогоднее украшение тиса как языческий обычай, в конце концов, традиция «перешла» на ель и пихту. Впрочем, в современном мире в качестве «новогодней ёлки» используют более 20 разных видов хвойных деревьев!


Ель обыкновенная зимой

Первые письменные свидетельства об обычае наряжать ель к Новому Году (или Рождеству) относятся к 1441 году. Братство «черноголовых» (иноземных купцов на территории Ливонского ордена) под Рождество устанавливало на центральных площадях Риги и Ревеля (современный Таллин) зелёные хвойные деревья, и купцы веселились вокруг этих ёлок.

Курьёзно, что из-за этого туманного упоминания в летописи в канун 2011 года мэры современных Риги и Таллина чуть не поссорились. Оба надеялись завлечь туристов к юбилейному 570-му сезону Новогодней ёлки. Накалившиеся отношения даже назвали «ёлочной войной». В пылу дискуссии эстонцы объявили, что их ель была поставлена на 400 лет раньше рижской. На что в Риге заметили, что тогда – как следует из эстонских данных – их ель была установлена ещё даже до первого упоминания Ревеля в летописях! Но на что только не пойдёшь, чтобы переманить к себе туристов…


Современная рождественская ель в Старой Риге на площади Ливу у городской ратуши


Конкурирующая ёлка в современном Таллине (Ревель в более ранних летописях)

В 1510 г. в Риге летописцы ещё раз отмечают празднование Нового года с ёлкой. В конце праздника, по-видимому, ель была сожжена. Это – отголосок древней традиции сжигать на зимнее солнцестояние дерево-оберег. У славян этим деревом традиционно была берёза. На колядки сжигали берёзовое полено, причём его нельзя было покупать: берёзу рубили самостоятельно, а неимущим дарили. Пепел после сжигания полена хранили до весны, часть высыпали на поле для улучшения плодородия, а часть сохраняли до следующих колядок. Похожая традиция была и у германцев, отмечавших Йоль. И сжигали, по-видимому, действительно какое-то хвойное дерево.

Историки в архивах находят отрывочные сведения о наряженных ёлках в самой Германии (из которой в Ригу и приезжали «черноголовые» купцы). Один из немецких документов 1561 года говорит, что на Рождество в каждом доме должно быть не более одной ёлки.

Ель в Германии

В 1605 году есть более определённое указание на то, что в Эльзасе (на границе Франции и Германии) «На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру».

Обычай наряжать ёлки нужно было как-то обосновать, примирить с христианской традицией. В Германии до сих пор живо предание тех лет, что св. Бонифаций, который крестил германских язычников в VI веке, торжественно срубил дуб (символ бога Тора). Все культовые деревья чудесным образом упали. Исключение составила только ель (или, возможно, пихта). По другой версии в середине дубового пня тут же выросла ёлка. Тогда Бонифаций сказал, что германцы отныне должны поклоняться ели: у неё треугольная крона, которая должна напоминать о Святой Троице.


Св. Бонифаций рубит дуб. Прорастание ели на гравюре не показано

История рождественских украшений


Мартин Лютер – глава протестантского движения в Германии. Его стараниями Библия была переведена с латинского языка на немецкий, а на Рождество во все дома вошла красавица-ель

Примечательно, что в католических землях Германии, где не признали реформы Лютера, до сих пор не любят устанавливать ёлку на Рождество – считают её символом лютеранства.В начале яблоки и орехи были вполне натуральными. Чтобы отпраздновать Солнцестояние–Рождество–Новый год, крестьяне запасались яблоками и старались сохранить их. По преданию в 1848 году в Саксонии был неурожай яблок. И тогда стеклодувы из местечка Лауше предложи оригинальный выход – они изготовили «стеклянные яблоки». Теперь украшение ёлки не зависело от урожая. В 1867 году там открылся первый завод по производству стеклянных ёлочных шаров.

Победное шествие рождественской ёлки

В России впервые праздновать Новый год 1 января ввёл Пётр I. В его указе о праздновании 1700 года говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».О том, чтобы вносить в дом ёлку на Новый год речи не шло – у славян ель (отголосок тиса) также считалась сакральной и связанной с погребальными обрядами. До сих пор в деревнях, провожая человека в мир иной, старушки устилают дорогу еловыми ветвями. При этом считается плохим знаком наступить на ветку.

Понятно, что указ Петра I не нашёл бурного одобрения. Ветви были выставлены лишь на воротах царских кабаков да вельмож, боявшихся царя.Распространению рождественской ёлки способствовали родственные связи немецкого королевского дома. Многие принцессы в течение XVII–XIX вв. выходили замуж в Великобританию, Францию, Россию, другие европейские страны. Они, конечно же, вспоминали, как интересно праздновали Рождество и Новый год с ёлкой в королевском дворце.


Поздравительная открытка в дореволюционной России. Видна наряженная ёлка

В России первую ёлку в царских покоях 24 декабря 1817 года устроила Александра Фёдоровна (Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская), жена Николая I. В дальнейшем поставить ёлку означало, что человек приближен к высшему обществу, следует за светской модой. Но до поры до времени ёлка в домах так и не стала традицией. Ни А.С.Пушкин, ни М.Ю.Лермонтов не упоминают о такой традиции, хотя народные святочные гадания, маскарады и гуляния описаны достаточно хорошо

В XIX в. многие сказочники вдохновлялись рождественским сюжетом. Так, в 1816 г. Эрнст Теодор Амадей Гофман написал знаменитую сказку «Щелкунчик и Мышиный король», которая затем была переведена на русский язык, а Пётр Ильич Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Все хотели погрузиться в сказочную атмосферу, и украшали на Рождество ёли, надеясь на маленькое чудо. Рождественские сказки написали Ганс-Христиан Андерсен и Чарльз Диккенс. С 1840-х годов в России ёлки становятся распространённым явлением.


XIX век. Постановка сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

«В лесу родилась ёлочка…»

В рождественском номере детского журнала «Малютка» за 1903 г. было напечатано стихотворение «Ёлка», написанное княгиней Раисой Адамовной Кудашевой (урождённая княжна Гидройц). Она преподавала, а затем была библиотекарем, сочиняла стихи и сказки для детей. Стихотворение «Ёлка» привлекло внимание Леонида Карловича Бекмана, который закончил Московский Сельскохозяйственный Институт как агроном (сейчас – Московская сельскохозяйственная академия – МСХА). Он переложил слова на музыку для своей маленькой дочки, а его жена записала ноты. Так и получилась самая любимая новогодняя песенка – «В лесу родилась ёлочка». Стоит ли говорить, что звучная песенка способствовала распространению традиции Рождественских ёлок в России?


Авторы песни «В лесу родилась ёлочка…»: Раиса Адамовна Кудашева (Гидройц) и Леонид Карлович Бекман

Раиса Адамовна дожила до 1964 года. В её судьбе не всё ещё до конца понятно. Есть легенда о том, как она вступила в «Союз писателей». Кто принимал её в эту организацию – до сих пор остаётся загадкой. По одной из версий она пришла к Максиму Горькому, а по другой – к Александру Фадееву (оба возглавляли «Союз писателей» в разные годы). Она пришла на приём сама, и сначала секретарь не хотел пускать престарелую поэтессу. Но глава «Союза писателей» попросил Раису Адамовну в кабинет, и попросил прочитать что-нибудь из её произведений. Как только прозвучали первые строчки «В лесу родилась ёлочка..», поэтесса была безоговорочно принята в «Союз писателей» со всеми вытекающими в советское время льготами.

Ёлка и политика

Отношение к ёлке на новогоднем празднике менялось в зависимости от политических событий. В СССР с 1920 г. началась борьба с наряженными ёлками, которые окончательно попали под запрет в 1929 г. Считалось, что ёлки напоминают о празднике Рождества Христова, а с церковью в те годы велась напряженная борьба.

В СССР вернуть праздник удалось только в 1935 году. Советский партийный деятель Павел Петрович Постышев, приехав в Москву, обратился к И.В.Сталину: «Вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость – рождественская елка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям елку?». Сталин поддержал эту идею.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым. Она начиналась так:«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.»

Уже через четыре дня по всей стране появились новые ёлочные украшения: рубиновые пятиконечные звёзды вместо голубой Вифлеемской звезды, фигурки зверей вместо ангелочков. Были выпущены даже специальные ёлочные шары с портретами членов Политбюро ЦК КПСС! Но всё равно игрушек не хватало, и их мастерили из фольги и цветной бумаги.


Советская атрибутика в ёлочных украшениях

Во время Великой Отечественной войны игрушек на ёлку выпускали совсем немного. Но ёлки под Новый год продолжали наряжать. Они помогали хотя бы ненадолго вспомнить о мирной жизни, дарили людям надежду на победу.

Сегодня на верхушку ёлки можно водрузить всё, что угодно – вы найдете и пятиконечную, и восьмиконечную звезду, и навершие в форме сосульки. Пусть ёлка и сегодня создаёт праздничное настроение. С Новым Годом, дорогие читатели!

 
© 2014 Биологический факультет
Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

© 2014 Департамент образования города Москвы

Центр педагогического мастерства